Анималистика в бликах янтаря: возвращение к забытому старому
01.06.2022
Тема охоты и животного мира в мозаичных панно и картинах из солнечного камня выделилась в отдельное направление на ювелирном производстве Калининградского янтарного комбината.
Производством картин на Янтарном комбинате занялись всего около двух лет назад. Самое важное - картины создаются исключительно из отходов производства - обрезков, обломков янтаря, брака – всего, что не может быть использовано для ювелирных украшений, бижутерии, сувениров. Изначально в полотнах тестировали различную тематику: натюрморты, архитектуру, портреты, тему востока, цветы, животных. В отдельное направление охота и анималистика выделились всего полтора-два месяца назад.
«Сначала были изготовлены несколько индивидуальных заказов, их оценили и заказчики, и мы сами. Стали пробовать уже разные сюжеты с лошадьми, собаками, птицами, охотничьи зарисовки. Решили, что можно от единичных экземпляров переходить не то что к серийному производству, но увеличить количество анималистических картин», - поделилась начальник цеха Наталья Алексеева.
Откуда берутся сюжеты для картин? Иногда это фотографии заказчика с реальными моментами охоты или отдыха на природе. Иногда в душу западает сцена из фильма. Бывает, что тот или иной сюжет тиражируется, но нет ни одной картины – точной копии другой: каждый образец янтаря уникален по цвету, форме и прозрачности, что придает любой работе неповторимые штрихи.
При создании янтарных картин на тему охоты и животного мира художники кропотливо работают с фракциями минерала разной крупности. Самая мелкая – как пудра. С нее и начинает художник свое произведение. И, лишь закончив насыпать все элементы янтарной пудрой, мастер переходит к чуть более крупной фракции – крошке, а затем к гальке. На финише картину ждет украшательство, или, как говорят янтарщики - «выкладка».
«Выкладка – такой сленговый термин, придуманный и взятый на вооружение янтарщиками. Это нечто сродни мозаике, но не столь сложное и не столь филигранно точно подогнанное. Хотя процесс тоже длительный, кропотливый, требующий аккуратности и педантичности. Самоцветы подбираются по высоте, по площади, по форме, по оттенку, по матовости», - рассказала художник Нина Смирнова.
Создание янтарных полотен – процесс творческий, коллективный. Самая большая картина с элементами анималистики, над которой работали сотрудники ювелирного производства, настенное панно в ювелирном цехе. Его размер 6,2 на 3,7 метров. Над огромной картой мира в правом верхнем углу разместился янтарный паук – своеобразный символ этих мест. В 60-е годы янтарные паучки, муравьишки, мушки, жучки, вышедшие из-под рук мастеров Калининградского янтарного комбината, пользовались огромной популярностью по всей стране. Так что возвращение янтарных дел мастеров к анималистике – это хорошо забытое старое.