Геммолог: большинство камней в украшениях южноуральцев — поддельные
09.01.2023
До 80% драгоценных камней, которые носят на себе жители Южного Урала, — синтетика или подделка. В этом уверен Олег Джумаев — единственный в Челябинске геммолог, или специалист по драгоценным камням. Корреспонденты ИА «Первое областное» встретились с экспертом и выяснили, почему люди готовы платить бешеные деньги за фальшивки и какие уральские камни стоят дороже бриллиантов и рубинов.
По словам эксперта, самый большой вал искусственных и поддельных самоцветов сейчас идет из Юго-Восточной Азии и Турции. Люди едут в отпуска и привозят оттуда рубины и сапфиры, купленные чуть ли не на пляже, а потом удивляются, что стали обладателями куска стекла за несколько сотен долларов. Но в последнее время немало поддельных камней стало появляться из западных стран, причем зачастую поддельными оказываются камни с сертификатами.
«Как-то одна дама принесла мне на проверку украшение с сапфиром, которое она купила на Пятой авеню в Нью-Йорке. Пятая авеню — это улица, где расположены магазины самых дорогих и роскошных ювелирных брендов. И вот в одном из них наша соотечественница купила сапфир, который оказался искусственным. Если даже в нью-йоркских бутиках торгуют подделками, то что уж говорить о нашем ювелирном массмаркете, где царит полный хаос. В том числе потому, что у государства просто нет ни специалистов, ни оборудования для контроля качества драгоценных камней на рынке», — отмечает Олег Джумаев.
Самое интересное, что подделками рынок был полон и раньше — во времена СССР, когда покупателей, по мнению многих наших сограждан, уж точно не обманывали. Правда, подделки были не такими бессовестными. Просто продавцы «забывали» указывать на ярлыках, что, например, рубины в кольцах и серьгах являются не натуральными, а синтетическими.
«Рубины научились синтезировать еще в конце XIX века. Технология синтеза одна из самых дешевых. Сырье — оксид алюминия, то есть обычный полировальный порошок. В Советском Союзе рубины выращивали буквально тоннами, и цена им — три копейки за ведро. Абсолютно все рубины в советских украшениях были искусственными. Однако люди этого не знают и хранят как семейные реликвии (бывает, даже с оригинальными ярлыками!) вещи, которые на самом деле не представляют особой ценности», — утверждает эксперт.
Такая ситуация, по мнению Олега Джумаева, сложилась из-за того, что потребители одержимы стереотипом, будто самые ценные ювелирные камни — это бриллианты, рубины и сапфиры. И рынок охотно отвечает на их запрос, заваливая магазины дешевым азиатским ширпотребом. Между тем стать обладателем действительно оригинального и дорогого украшения можно, просто обратив внимание на наши родные уральские камни.
«Меня это удивляет и удручает: мы живем в регионе, который называют минералогическим раем, но ничего не знаем о его подземных богатствах. А ведь у нас есть камни, которые могут стоить столько же или дороже, чем бриллианты и натуральные рубины», — подчеркивает эксперт.
Например, демантоид — редкая и очень красивая разновидность граната, которую в товарных количествах добывают только на Урале. У демантоида красивый зеленый цвет, как у изумруда, а благодаря уникальным оптическим свойствам его световая игра заметно богаче, чем у бриллианта. Или очень редкий и очень дорогой уральский александрит, который в теплом свете переливается оттенками красного, а в холодном — синим и зеленым цветами. Александрит может стоить вдвое дороже бриллианта, аналогичного по весу и качеству огранки.
«Когда я рассказываю людям об этих камнях, то оказывается, что они знать о них не знали и видеть не видели. Потому что в массовой продаже их нет. Да и сами люди, живя на Урале, к уральскому камню достаточно равнодушны. Те, кто им интересуются, как правило, не челябинцы», — сетует Олег Джумаев.