Издательский Дом “Ювелирная Россия”
главные журналы отрасли
Вы-в фокусе внимания
Клуб “Российская Ювелирная Торговля”
Магазины со всей страны
Новости
И бумага…
28 октября 2016 года в Российском Этнографическом музее были подведены итоги XII Международного конкурса молодых дизайнеров ювелирных украшений «Образ и форма». Работы участников представлялись на Международной выставке авторского ювелирного искусства в Мраморном зале.
В этом году Санкт-Петербургский Союз дизайнеров, стал информационным партнером форума и сегодня наш рассказ об итогах конкурса. Биеннале «Образ и форма» предоставляет возможность молодым ювелирам продемонстрировать свои новаторские идеи и нестандартное мышление в области современного ювелирного искусства. Каждый год задается определенная тема конкурсной программы, которая отражается и раскрывается в работах участников. В 2016 году мастера показывали через украшения свое видение того, как связан такой материал как бумага с ювелирным искусством, ведь темой конкурса являлась «Бумага и …». Тему определяет автор и главный организатор конкурса, президент фонда «Форма» – Галина Николаевна Ковалева.
В конкурсе участвуют две возрастные категории: художники от 15 до 30 лет и художники от 30 до 45 лет. Для участников старше, открыта программа форума и выставка работ вне конкурса. В каждой номинации: «Фантазия» и «Производство», есть две категории: «Изделие» и «Макет». Традиционно в программу форума входит культурная программа и лекции. Лекции читают члены жюри. Взгляд признанных профессионалов искусствоведов, всегда интересен.
Леонид Юрьевич Салмин, председатель жюри конкурса, кандидат искусствоведения, профессор Уральской Государственной Архитектурно-художественной Академии: «Встреча бумаги с ювелирным искусством – событие историческое. Движение бумаги и ювелирных украшений на встречу друг другу можно прослеживать на протяжении веков и даже тысячелетий. Мы являемся свидетелями того исторического момента, когда вдруг они встретились непосредственно в ювелирных изделиях. Движение можно начинать прослеживать с древних времен, с печаток, задача, функция которых запечатление и коммуникация. При этом параллельно развивалась культура материала, на котором должны были быть зафиксированы послания, тексты, сообщения. Первоначально это были папирус, пергамент, позднее – бумага. В этом смысле ювелирные вещи и бумага – элементы коммуникации, носители текста, сообщения, носители знака. Способность такой ювелирной вещи, как печатка, запечатлевать, изначально предполагает ее движение в сторону текста. Особенно хорошо видно сближение бумаги и ювелирного искусства в оформлении книги».
Участники конкурса представили различные подходы к отображению данной темы: одни – отталкивались от возможностей самого материала, его художественных средств, создавая украшение, отсылающее к скелету животного или демонстрирующее легкость и воздушность элементов. Другие – играли с кодами, известными знаками, воплощая их в нестандартных материалах.
Особенно хочется отметить решения, где не было бумаги как таковой, но ее выразительные возможности использовал испанский ювелир Ferran Iglesias Baron, выполнив украшение в серебре. Он воспроизвел в драгоценном металле «бумажный» конструктор, окрашенный в яркие, разноцветные тона, который возможно трансформировать и по разному компоновать. Художник подменяет материалы для моделирования формы, тем самым демонстрируя возможности одного материала в другом.
Пример связи различных материалов – брошь Людмилы Сомовой. Интересный прием использует мастер в создании образа украшения, исполнив его в виде крыла, отсылающего к изображению стрекозы, делая акцент на связи бумаги и кварца, через миниатюрный элемент.
Определенное кодирование используют Цагана Бадаева и Юрий Былков в кольце «К кофе». За основу взята всем известная бумажная упаковка сливок, воплощенная в дереве. Таким образом, осуществляется отсылка к материалу, из которого выполнен сам продукт и к материалу, из которого и создается бумага. Диплом Санкт-Петербургского Союза дизайнеров получила именно эта работа за соответствие уровню арт-дизайна.
Связь ювелирного изделия и печатной графики демонстрирует Полина Николаева в брошах «Momento mori». Работа представляет собой фрагмент гравюры в серебряной окантовке. Определенным художественным эффектом служат увеличительные линзы для лучшего рассмотрения изображенных мельчайших деталей. Комбинирование драгоценного материала и элементов из бумаги, отсылает к истокам взаимоотношений данных материалов в искусстве книжного оформления.
Необычную фактуру оперения птицы имитируют Наталия и Татьяна Тарасовы из Санкт-Петербурга в серьгах «Чита-Грита», создавая объемные формы украшения из гофрированной бумаги. Серебряные элементы подчеркивают плавные контуры украшений и создают цветовой контраст.
Другим интересным примером служат браслеты Юрия Былкова «Мегаполис». Ощущение массивности, тяжести возникает при взгляде на изделия, выполненные из бумаги, за счет использования мотива решетки и черного цвета. Мастер создает сильный контраст легкости, и мощности конструкции, благодаря применяемому материалу. В другой серии брошей «Круги» Юрий Былков с помощью бумаги воспроизвел такой материал, как керамика, передавая шероховатую, неровную поверхность элементов.
Используя для создания украшений бумагу, мастера имитировали другие материалы. Благодаря этому, художники внесли новые выразительные средства в ювелирные украшения и определенные элементы игры, «обманки».
Финальная церемония награждения лауреатов – это большой праздник для выпускников школы «Форма» всех лет! Традиционное место встречи. Ведущие дизайнеры ювелирных фирм, победители профессиональных конкурсов, постоянные участники выставок. Их работы в музеях. Этот конкурс для всех явился важным этапом в пути. Уникальность этого конкурса, ценят участники, члены жюри и гости.
Тарасова Татьяна, ювелир, дизайнер, участник конкурса: «К конкурсу у меня самое положительное отношение, потому что это единственный дизайнерский ювелирный конкурс, который проходит у нас в стране. Больше по дизайну конкурсов у нас нет. Остальные все промышленные и поэтому толчок для новых идей, нового развития можно получить только здесь».
Анна Владимировна Ратникова, член жюри, ведущий научный сотрудник Российского Этнографического музея: «Мне конкурс всегда нравился, нравится и будет нравиться, наверное, именно за смелость, за возможность воплотить свои идеи самые-самые невероятные и, наверное, именно за то, это концентрация авангардной ювелирной мысли».
Надежда Анатольевна Павлова, посетитель выставки, профессор Художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица: «Меня удивляет на этой выставки доступность материала и большой художественный эффект, который возникает после того, как мастер делает из этого материала украшения. Очень радостно то, что ювелиры не идут по традиционному пути, а ищут что-то новое и удивляют нас».
Якимов Дмитрий, ювелир модельер, выпускник школы «Образ и форма»: «Других аналогичных конкурсов нет и этим, по-моему, все сказано. Я такие вещи не делаю, но всегда восхищаюсь ими. Я занимаю традиционными ювелирными изделиями, но это направление считаю свежим, молодым и нестандартным».
Конкурс «Образ и форма» – событие, демонстрирующее всю полноту и разнообразие идей, новых материалов, нестандартного мышления в области современного ювелирного искусства. Именно данный конкурс способствует привлечению внимания к молодым мастерам, которые закладывают основы в развитие ювелирного мышления и мастерства в нашей стране.
Новости по теме:
12-15 декабря 2024 Москва, ВДНХ, пав 57
5-9 февраля 2025 Санкт-Петербург
21-25 мая 2025 Москва, ВДНХ
24-28 сентября 2025 Москва
Издательский Дом “Ювелирная Россия”
главные журналы отрасли
Вы-в фокусе внимания
Клуб “Российская Ювелирная Торговля”
Магазины со всей страны
Летопись ювелирного искусства XXI века
Сеты «Баядерка» и «Одетта», кольцо «Лебединое озеро»
I место “Коллекция драгоценностей”
Северо-Восточный федеральный университет (Якутск)
Кольцо с вращающимся механизмом «Ленские столбы»
II место “Этнические мотивы”