Издательский Дом “Ювелирная Россия”
Главные журналы отрасли
Ваша реклама на выставках
Клуб “Российская Ювелирная Торговля”
Магазины со всей страны
Новости
Как национальные культуры влияют на ювелирное искусство
22 июня в Музее янтаря прошла всероссийская научная конференцию «Влияние национальных культур на развитие современного ювелирного и камнерезного искусства».
На ней выступили с докладами эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Калининграда – сотрудники федеральных музеев и крупных вузов страны, а также эксперты в области ювелирного дизайна. Открыла конференцию Татьяна Юрьевна Суворова, Заместитель директора Калининградского областного музея янтаря по научной работе и модератор конференции. В своем вступительном слове она сказала:
«Наша конференция была посвящена теме «Влияние национальных культур на развитие современного ювелирного и камнерезного искусства». Она возникла как реакция на ту часть текущих политических событий, в которой заявлялось об отмене русской культуры. Мы нашей конференцией заявляем о том, что культуры всех народов равноправны, важны, интересны. Думаю, что сборник материалов конференции, который музей предполагает издавать, откроет заинтересованному читателю много новой информации о направлениях взаимодействия традиционного искусства и культуры разных регионов земного шара с современностью».
В докладе "Украшения как историко-культурный феномен- магия, статус, фантазия" Натальи Владимировны Шамардиной речь шла об украшениях эпохи палеолита. Они отражали разнообразие окружающего мира и включали кости и зубы животных, листья, перья, цветы, ракушки и ягоды. Cтатусные различия, которые первобытные народы отражали на своем теле, цивилизованные народы демонстрировали через одежду и украшения. По ним можно было определить социальное положение человека, его возраст и т.д. «Магическая эпоха дает представления о человеке, который чувствует связь с окружающим миром и может сам воздействовать, ощущать возможность изменить что-то в этом мире исключительно исходя из своего внутреннего магического потенциала».
Мария Геннадьевна Круглова в докладе «Эволюция статуса ювелирных украшений в истории культуры и их роль в межкультурных взаимодействиях» рассказала про предназначение и развитие материалов в культуре различных народов. Геометические формы в украшениях несут особый посыл. Так, мотив круга, символизирующий ограду, встречается у славянских народов (например, спиралевидные серьги), а также у народов Тибета. Форма спирали, образующая знаменитое золотое сечение, в ювелирном искусстве использовалась с древнейших времен. Пересечение двух кругов мы встречаем у художников Ренессанса.
В ювелирном искусстве функции божественного носителя света выполняют золото и серебро. Среди функций украшений эксперт перечислила охранный, сохранный, эстетический и социальный мотивы. Рассуждая о современном искусстве, спикер добавила:
«Если говорить о развитии российского авторского ювелирного искусства в XXI веке, то оно связано с возрастающей мобильностью, информационной оснащенностью, в частности, связанной с нейросетями, которые начинают активно использоваться в создании ювелирных изделий. С другой стороны, нейросеть опирается на локальные исторические традиции этносов и дает базу для новых экспериментальных произведений».
Доклад Галины Николаевны Габриэль был посвящен ювелирным формам и материалам национальных культур в контексте постмодернистской художественной практики. Интерес художников к элементам различных традиционных культур прослеживается уже с начала XX века. Например, интерес к африканской и египетской культуре в 1920-е годы охватил всю Европу. Многие работы П. Пикассо, Ж. Бейкер связаны с Африкой. К египетской культуре также часто обращался А. Боназ.
В 1960-е годы появляются новые имена. В украшениях становится все меньше отсылок к традиционным мотивам, используются абсолютно инновационные материалы, например, облегченный алюминий. В 70-х годах интерес к формам традиционных культур остается в приоритете. В ювелирных работах используются медь, ткань, перья, соединенные с золотом и камнями. В более позднее время художники экспериментируют с костями и зубами животных, а также создают украшения из панцирей жуков.
В докладе Ирины Юрьевны Перфильевой «Культурные реминисценции как фактор современного авторского ювелирного искусства» автор исследует «реминисценции» как инструмент художника современного авторского ювелирного искусства. Для этого Ирина Юрьевна обратилась к анализу того, в каких именно формах и для каких целей художники-ювелиры прибегали к культурным реминисценциям в конкретных произведениях.
Татьяна Борисовна Михайлова рассказала слушателям о развитии уральского ювелирного искусства. Большое влияние на него оказало то, что в XVIII веке там начинают работать три крупнейшие торговые ярмарки. Урал оказывается на перекрестке трех промышленных путей: через него идут чайные караваны, драгоценные металлы и камни с торговцами из Китая и Персии. В уральских домах и ближайших деревнях было огромное количество персидских и китайских работ из серебра, золота с драгоценными и поделочными камнями. Безусловно, как отмечает Т.Б. Михайлова, наличие восточных торговых рядов способствует формированию восточных коллекций у местных жителей.
Также в теме развития уральского ювелирного искусства можно говорить о таком понятии, как русскость, которая, к примеру, встречается в работах В. Денисова (серьги «Ярославна»).
В выступлении Татьяны Геннадьевны Самойловой «Тенденция Гочао в ювелирном искусстве Китая как возрождение национальной идентичности» речь шла о культурной самооценке населения Китая. Сегодня в этой стране все больше задумываются о сохранении и развитии собственной культуры и традиций. Термин "Гочао", так называемый «национальный тренд» имеет два значения: во-первых, он содержит элементы традиционной китайской культуры, во-вторых, он может интегрировать традиционную культуру с современными тенденциями, чтобы сделать товары более модными.В соответствии с этим, китайские бренды завоевали признание многих покупателей благодаря освоению традиционной культуры и пониманию новых тенденций потребления. Т.Г. Самойлова отмечает, несмотря на то, что в Китае выбирали раньше и будут предпочитать в дальнейшем отечественного ювелирного художника западному, конструирование культурной идентичности зависит не только от сохранения своих культурных корней, но также включает в себя примеры и события, которые происходят во время контакта с другими культурами.
Новости по теме:
14-18 мая 2025 Москва, Тимирязев Центр
24-28 сентября 2025 Москва, Тимирязев Центр
11-14 декабря 2025 Москва
4-8 февраля 2026 Санкт-Петербург
Издательский Дом “Ювелирная Россия”
Главные журналы отрасли
Ваша реклама на выставках
Клуб “Российская Ювелирная Торговля”
Магазины со всей страны
Летопись ювелирного искусства XXI века
Сеты «Баядерка» и «Одетта», кольцо «Лебединое озеро»
I место “Коллекция драгоценностей”
Северо-Восточный федеральный университет (Якутск)
Кольцо с вращающимся механизмом «Ленские столбы»
II место “Этнические мотивы”