Как продавать изделия с дорогими камнями?

24.12.2015

Вопрос о несовершенстве российских и особенностях американских стандартов для цветных камней по-прежнему весьма актуален, особенно в свете новых законодательных изменений. На эту тему рассуждает Алексей Лагутенков, дипломированный   геммолог   G.G.GIA,   аккредитованный   профессионал A.J.P.GIA,  мастер  делового  администрирования (Университет Kingston, Великобритания).

Давным-давно, когда доллар стоит тридцать рублей и ювелиры чувствовали себя очень даже в своей тарелке, мне посчастливилось зайти в некий ювелирный бутик. Нет, скорее, это даже был Бутик с большой буквы! Аляповатая, задекорированная золотом по золоту внутренняя отделка служила лишь одной цели - наглядно объяснить всякому сюда входящему, что бедным здесь не место. К счастью, в тот день я был прилично одет. Не настолько прилично, чтобы со мной поздоровались охранники или продавец, но достаточно неплохо, чтобы не выгнали сразу. Среди всего этого золотого великолепия мой взгляд немедленно привлек шикарный перстень с огромным рубином и бриллиантами. Цена за кольцо заявлена чуть более миллиона рублей. Судя по этой цифре, рубин должен был быть неплох. Если же принять во внимание еще и гигантский размер камня, то изделие явно претендовало на неординарность. Я попросил посмотреть его поближе. Продавец торжественно открыла витрину и с пафосом сняла с дисплея украшение. Когда я достал из портфеля лупу, лицо менеджера по обслуживанию VIP-клиентов на миг помрачнело, тем не менее, в целом она сохранила довольно невозмутимый вид. А вот дальше удивлению моему не было предела. Я на всякий случай переспросил: «Скажите, а что это за красный камень?». С чувством превосходства, сразу исключив меня из числа потенциальных покупателей, продавщица процедила сквозь зубы: «Вы что, не видите, это натуральный высококачественный рубин!»

Признаться, я действительно этого не видел! В кольце был закреплен красный, корундово-стеклянный композит, который индусы продают в Гонконге и Таиланде от двух до десяти долларов за карат. Там его называют lead-glass filled ruby (в переводе с английского - «рубин, заполненный стеклом с высоким содержанием свинца»). Я еще раз посмотрел на цену кольца, на камень и понял, что мне лучше будет помолчать, дабы не нарваться на неприятности. На вопрос: «Есть ли какой-нибудь геммологический сертификат на этот камень?», я получил уничтожающий ответ: «Молодой человек, по правилам торговли Российской Федерации, бирка – единственный и достаточный сертификат на любое ювелирное изделие!» На бирке красивым почерком было указано: «60 Бр Кр57 2/2 2.4 Кт; 1 Рубин 16.05 кт». Попрощавшись, я ушел из этого рассадника великолепия. К слову, СТО 45866412-15-2013 «Сапфиры, рубины облагороженные, методом диффузии и/или заполненные стеклом (ограненные вставки). Технические условия» был только на подходе…

На внутреннем российском ювелирном рынке есть традиция, которой уже много лет: основное внимание в любом украшении уделяется качеству драгметалла. Что там вставлено в изделие – дело десятое, но вот с пробой и именником все должно быть в порядке! С одной стороны, это похвальная бдительность. С другой стороны, если в украшении установлен действительно дорогой камень, то на долю собственно металла - неважно золота, серебра или платины может приходиться менее 1% стоимости изделия. То есть вес драгоценного металла в таком изделии - настолько незначительная величина, что ею можно вообще пренебречь.

Что плохого в такой ситуации? На первый взгляд, ничего. Рядовой покупатель уже привык к такому абсурду и в основной своей массе смело оценивает качество самоцветов в украшении по наличию на изделии пробы. Кроме того, если покупатель чего-то не знает, то это трудности самого покупателя, не так ли? Жизнь в СССР приучила нас к такой позиции: «Я не хочу ничему учиться и не хочу ни в чем разбираться, вы мне делайте хорошо, а если меня что-то не устроит, я буду жаловаться!» Ситуация складывается совершенно парадоксальная, в результате которой страдает доверие покупателей ко всем игрокам ювелирного бизнеса. К сожалению, в большинстве розничных магазинов ни покупатель, ни сотрудники не имеют представления о свойствах самоцветов. Спросите любого продавца – камень в этом изделии облагорожен? Ответа в 90% случаев не будет. Отсутствие информации и полная «каша» в головах клиентов ведут к неприятным последствиям.

Подробные комментарии к системам СТО и GIA читайте в февральском выпуске журнала «Ювелирная Россия».

Новости по теме:

Календарь выставок
clock

14-18 мая 2025
Москва, Тимирязев Центр

24-28 сентября 2025
Москва, Тимирязев Центр

11-14 декабря 2025
Москва

4-8 февраля 2026
Санкт-Петербург

send Наш канал в Telegram
vk Наше сообщество Вконтакте
Сообщить новость
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для обсуждения или публикации.

Летопись ювелирного искусства XXI века