Как украинский кризис отразился на алмазной промышленности

10.04.2014

Профессионалы этой достаточно закрытой отрасли готовы лоббировать Европейский Союз ради того, чтобы крупнейшая алмазодобывающая компания России не подпала под американские и европейские санкции.

Мир производителей и торговцев бриллиантами – особый. В нем все друг друга знают, в нем многое держится на доверии и честном слове. Зайдя в бутик на 47-й улице Нью-Йорка и сказав, что вас рекомендовал такой-то из Антверпена, вы получите на руки требуемое, часто даже без расписки, под обещание перевести деньги на счет. Но, разумеется, рекомендации должны быть солидные. А обманете – пожалеете!

Алмазная промышленность зависит от нескольких факторов: экономическая стабильность, потребность стран-производителей в получении дохода от своих природных минералов, заинтересованность стран в получении дохода через заплаты и налоги по всей цепочке производства и, конечно, желание любителей бриллиантовых украшений носить их и пополнять свои коллекции. «Годовая прибыль мировой алмазной промышленности, от добычи до розничной продажи, составляет около 100 миллиардов долларов», - суммирует ситуацию профессиональный сайт Diamonds.net и добавляет: «Это не большая цифра в сравнении со всей глобальной экономикой, но для некоторых стран, например, для Бельгии, это важная составляющая экономики национальной». Так что нет ничего удивительного в том, что геополитические события оказывают влияние на эту сравнительно небольшую отрасль промышленности. По словам эксперта, коснулся ее и украинский кризис, и вот почему.

Как известно, после присоединения Крыма к России, президент США подписал три указа. Первый из них, за номером 13660, назывался «Блокирование собственности некоторых лиц, причастных к ситуации на Украине», он сопровождался хорошо уже известным списком граждан России. В третьем указе, номер 13662, под названием «Блокирование собственности дополнительных лиц, причастных к ситуации на Украине, Барак Обама расширил рамки санкций, включив в черный список отраслей промышленности «… финансовые службы, энергетику, металлургию и добычу ископаемых, машиностроение и оборону».

Экономический сектор почти всегда выступает против политических санкций и оказывает давление на правительство, чтобы избежать неприятных финансовых последствий или хотя бы минимизировать их. Добавление «добычи ископаемых» к списку запрещенных отраслей промышленности вызвало опасения в алмазном секторе, так как под санкции могла попасть и российская группа алмазодобывающих компаний АЛРОСА, занимающая лидирующую позицию в мире по объёму добычи алмазов. АЛРОСА добывает 97 % всех алмазов России, доля компании в мировом объёме добычи алмазов составляет 27 %. АЛРОСА также владеет 32,8% акций горнорудного общества «Катока» – крупнейшего производителя алмазов Центральной Африки, ведущего добычу алмазов в Анголе.

43,9 % акций компании принадлежит правительству Российской Федерации в лице Росимущества и еще 25%  — правительству Якутии. По мнению автора, этого достаточно для того, чтобы компания подпала под санкции. Еще часть долей принадлежит восьми улусам (муниципальным образованиям) республики Якутия (8,0003 %), а также иным юридическим и физическим лицам. 28 октября 2013 года компания провела IPO, в ходе которого было продано 16 % акций компании (по 7 % акций предоставили Российская Федерация и правительство Якутии, ещё 2 % — квазиказначейские бумаги). Более 60 % от объёма размещения купили инвесторы из США, 24 % — из Европы (20 % из Великобритании), 14 % получили инвесторы из России. По 2 % приобрели американские инвестиционные фонды Oppenheimer Funds и Lazard.

Выход Алросы с международного рынка крайне беспокоит все заинтересованные стороны, прежде всего, ювелирную общину Антерпена. Опасения только усилились, когда за американскими санкциями последовали европейские. Еще бы: Алроса ежегодно поставляет в Антверпен алмазов на сумму 2 миллиарда долларов. Эти поставки включают как алмазное сырье, закупаемое бельгийскими компаниями в Москве, на аукционах или в самом Антверпене, так и ограненные алмазы.

В 2013 году эти поставки были оценены в сумму 2.38 млрд долларов, что означает рост на почти 17,6% по сравнению с предыдущим годом. Доля Алросы ровна 18.2 всего алмазного импорта Антверпена, то есть является незаменимым экономическим компонентом. По мнению экспертов, Алроса может избежать санкций в силу того, что американские и европейские власти не могут не учесть крайне негативных последствий для бельгийской экономики. Плюс, рассуждает автор, «американские власти скорее всего будут избегать санкций против компаний, которыми частично владеют граждане США».


//www.nashagazeta.ch

 

 

Новости по теме:

Календарь выставок
clock

25-29 сентября 2024
Москва

12-15 декабря 2024
Москва, ВДНХ, пав 57

5-9 февраля 2025
Санкт-Петербург

21-25 мая 2025
Москва, ВДНХ

send Наш канал в Telegram
vk Наше сообщество Вконтакте
Сообщить новость
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для обсуждения или публикации.

Летопись ювелирного искусства XXI века