Михаил Зацепин: "Многие местные производители занимаются обычной спекуляцией сырья"
31.03.2014
Многие местные производители (не говорю обо всех) занимаются не производством изделий из янтаря, а обычной спекуляцией сырья. Они подают на комбинат заявку на приобретение янтаря в объеме, значительно превышающем их производственные мощности, а порой и вовсе не имея никакого производства. Создают лишь видимость работы, а на деле занимаются перепродажей янтаря.
В итоге получается, что, к примеру, вместо запрашиваемых 500 килограммов сырья они получают всего 100, но это именно тот объем, который им необходим исключительно для своего производства, а не для перепродажи. Конечно, перепродавать сырье сегодня выгоднее всего, стоимость янтаря у спекулянтов в разы превышает официальные цены, по которым отпускает комбинат. Но я убежден, что каждый должен заниматься своим делом. Если производитель заявляет, что он готов переработать 500 килограммов янтаря, то пусть он этим и занимается – создает изделия из солнечного камня, а не перепродает сырье.
Совместно с Янтарным союзом мы составили список местных производителей. На комбинате была создана специальная комиссия, которая посещает каждое производство, знакомится с производственным процессом предприятий. Кроме этого, была разработана так называемая карта местных производителей, которые делают ювелирные украшения, сувениры и другие изделия из солнечного камня. Помимо объемов выпускаемой продукции, мощностей производства, количества сотрудников карта содержит сведения из налоговых органов, Пенсионного фонда, силовых структур.
Для каждого предприятия создается своя карта. Все эти данные мы сверяем с заявкой на приобретение сырья, которая поступает на комбинат, сопоставляя с вышеназванными критериями, и делаем выводы. Кстати, некоторые производители жалуются, что просят один объем, а получают значительно меньше. Причина как раз в том, что в реальности они перерабатывают лишь незначительную часть янтаря, а все остальное перепродают.
Возможно, свою роль играет недавнее прошлое и те правила игры, которые действовали в янтарной отрасли. Долгое время существовали схемы, которые не позволяли покупать калининградским переработчикам сырье напрямую у комбината. Им приходилось пользоваться разными методами, в том числе нелегальными, чтобы приобрести янтарь для работы. В этом заключался парадокс: живя непосредственно на территории, где сосредоточены практически все мировые запасы янтаря, у местных производителей не было возможности приобретать сырье и создавать янтарные изделия.
Но теперь ситуация изменилась, у местных производителей появилась возможность подавать заявку на приобретение янтаря напрямую на комбинат и покупать сырье по себестоимости. Каждый решил по-своему этим воспользоваться. Но рано или поздно схемы перепродаж раскрываются, и тогда такие «янтарщики» неизбежно попадают в черный список, и доступ на комбинат для приобретения сырья им закрывается.
*мнение высказано в интервью журналу «Балтийский статус»