На этой неделе в Вильнюсе в одиннадцатый раз прошла ювелирная выставка «Amber trip» («Янтарный путь»).
Важным событием в рамках этого мероприятия, привлёкшего внимание более 100 компаний и производителей со всего мира и простых любителей украшений, стала пресс-конференция с участием организатора выставки Гедрюса Гунторюса, заместителя министра хозяйства Литвы Кястутиса Трячёкаса и генерального директора Калининградского янтарного комбината Михаила Зацепина.
В основном, на пресс-конференции речь шла о будущем сотрудничестве Калининградского комбината, добывающего солнечный камень, и литовских переработчиков. Дело в том, что в России посчитали, что это богатство западного эксклава используется явно не по-хозяйски. В связи с этим работа Калининградского комбината претерпела некоторые организационные и прочие изменения, в том числе и в плане экспорта калинингадского янтаря в Литву.
Вот об этом, как будет в дальнейшем Калининград будет вести торговлю янтарём с Литвой, и интересовало, в первую очередь, литовских журналистов.
Михаил Зацепин пояснил, что цель преобразований – вывести янтарный сектор на более высокий уровень, прежде всего за счёт переориентации в продажах на бОльшую долю готовых изделий, а не за счёт наращивания экспорта сырья. Это предполагается сделать, создавая условия для появления в области совместных предприятий, в том числе и с привлечением литовского капитала.
Некоторые журналисты, судя по всему, увидели в нынешней перестройке комбината желание российских властей наказать Литву. Очевидно, на таких коллегах сказывается общий информационный фон, существующий ныне в Литве. На что М.Зацепин пояснил, что реорганизация в интересах как добытчиков, так и переработчиков янтаря.
- В августе я подписал контракт на поставку в Литву 39 тонн высококачественного янтаря. У меня вопрос: где теперь этот янтарь? - спокойно, на конкретном примере, обрисовал ситуацию руководитель Калининградского комбината. Хотя у М.Зацепина, как он дал понять, есть предположения, где могла в итоге оказаться эта партия, но он не стал их озвучивать: всё-таки это дело литовской стороны. Журналисты попытались угадать: перекупщики отправили янтарь далеко за пределы Литвы? Россиянин дипломатично ушёл от конкретного ответа.
За год в Калининградской области добывают в среднем по 280 тонн янтаря, и немалая часть сырья (по оценке М.Зацепина, речь может идти примерно о половине годовых объёмов добычи янтаря комбинатом) уходило по контрабандным каналам за границу. Реорганизация предполагает борьбу и с этим явлением, то есть сделать янтарный бизнес более цивилизованным.
М.Зацепин подчеркнул, что российские власти не собираются загонять создание совместных предприятий на территории Калининградской области в какие-то заранее запланированные рамки: всё будет решать рынок. Именно поэтому калининградские власти приглашают к сотрудничеству не только литовских бизнесменов, но и из Польши, и из других стран, в том числе, возможно, и из Китая, где спрос на янтарь очень большой.
М.Зацепин и К.Тречёкас сообщили, что российская и литовская стороны сейчас обсуждают возможные варианты будущего сотрудничества в этой сфере, причём, по словам гостя, россияне высказали свои предложения и теперь ждут ответного хода партнёров.
Журналисты, среди прочего, уточняли, на сколько лет хватит янтаря в Калининградской области. М.Зацепин заверил, что при нынешних объёмах добычи – на 300 лет. Но одна из целей нынешней реорганизации комбината заключается ещё и в том, чтобы заменить устаревшие оборудование и технологии, которые не обновлялись с шестидесятых годов, на современные. Сейчас на комбинате как раз работают специалисты, которые дадут рекомендации, как предприятию перейти на более высокий технологичный уровень. А при новых технологиях, которые должны обеспечить бОльшие объёмы добычи, янтаря хватит где-то на 150 лет.
Уже в этом сезоне (добыча янтаря зимой не ведётся), как заметил М.Зацепин, Калининградский комбинат планирует начать разработку нового месторождения, что позволит увеличить добычу солнечного камня уже в этом году.