Нефрит и история эвенкийской общины «Дылача»

06.09.2017

История семейно-родовой эвенкийской общины «Дылача», созданной в Бурятии четверть века тому назад, уникальна тем, что до самого последнего времени община позиционировалась как то, чего республика должна была не стыдиться, а гордиться. Всевозможные совещания и заседания на тему коренных малочисленных народов, конференции уровня СФО и выше, упоминания в отчетах, таблицах и рейтингах представляли СРЭО «Дылача» как уникальное явление современности, взращенное многолетними усилиями республиканской власти.

 

Эвенки живут во многих российских регионах, но только у нас с кирками и лопатами в руках они добывали нефрит, словно гномы, ожившие со страниц древнескандинавских сказок. Пусть на фоне прозябающих эвенкийских поселений результатом такого недропользования стало превращение одной конкретной русско-бурятско-эвенкийской семьи в долларовых миллионеров, этого никто чудесным образом никогда не замечал. Однако даже с победоносной ликвидацией СРЭО «Дылача» никуда не исчезли вопросы — что делать с нашими эвенками, каждый раз заявляющими о своих исключительных правах на особую жизнь, и что делать с нефритом, который наше все.

 

Бурятия – Калининград: нефрит – янтарь

 

В Бурятии располагается 90 процентов российских запасов нефрита, а в Калининградской области — 90 процентов мировых запасов янтаря. По некоторым оценкам, ежегодно из республики через Забайкальскую таможню экспортируется более 300 тонн нефрита и примерно столько же добывается янтаря в Калининграде. Как в Бурятии, так и на самом западном крае российской земли, добыча этих недрагоценных камней криминализирована, имеет огромный теневой оборот и вывозится за границу практически без переработки. Если из Бурятии нефрит за бесценок «утекает» в Китай, где из него изготавливают дорогие украшения, то изделиями из калининградского янтаря усыпаны все ювелирные лавки Польши и Литвы.

 

Самим калининградцам такой рынок продуктов переработки «солнечного камня» оценивается на уровне $1,74 млрд. Когда разобраться с нефритом в Бурятии попытался бывший зампред Александр Чепик, объемы потенциальной реализации нефритовой продукции назывались на уровне 16 млрд рублей. Обрести миллиарды однако не помогла ни принятая в 2009 году в Бурятии концепция программы развития нефритовой отрасли, ни намерения создать здесь республиканское предприятие по добыче нефрита с полной его переработкой и прочими сказочными вещами, которые чрезвычайно быстро забылись задолго до того, как уехал Чепик.

 

Вот уже прошло четыре года, как СРЭО «Дылача» прекратила свою незаконную деятельность, Туракины покинули страну, четырехэтажный офис на Цивилева, 9, переделали под гостиницу, а ситуация с незаконной добычей в Бурятии нефрита не стала лучше. Год назад в центре Улан-Удэ средь бела дня был застрелен иркутский адвокат Дмитрий Васьков, как писали СМИ, оставивший сиротами пятерых детей. На прошлой неделе пресс-служба МВД России выдала очередное сообщение о задержании на улан-удэнских дорогах грузовика, незаконно перевозившего куда-то 16 тонн зеленоватого камня.

 

Может в качестве следующего шага на пути наведения порядка с нефритом и тем же янтарем логично будет признать наконец эти камни драгоценными, о чем не раз уже заявлялось на самом высоком уровне? Ужесточить наказание за их хищение, пару-тройку раз применить уголовную статью, и все проблемы решатся сами собой. Ведь не возит же никто по дорогам Улан-Удэ тонны золота, которое та же «Дылача» много лет добывала в Бурятии наравне с нефритом. Бывает, конечно, что в кармане иного старателя и найдут завалявшуюся там случайно одну-другую золотинку, однако бывает такое столь редко, что уже ни для кого не представляет никакого интереса.

 

http://ulan.mk.ru

 

Новости по теме:

Календарь выставок
clock

14-18 мая 2025
Москва, Тимирязев Центр

24-28 сентября 2025
Москва, Тимирязев Центр

11-14 декабря 2025
Москва

4-8 февраля 2026
Санкт-Петербург

send Наш канал в Telegram
vk Наше сообщество Вконтакте
Сообщить новость
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для обсуждения или публикации.

Летопись ювелирного искусства XXI века